Как проявляется и с чем связана умственная отсталость?

Умственной отсталостью или нарушением интеллектуального развития называют значительно сниженную способность понимать новую или сложную информацию, обучаться и применять новые навыки, приводящую к нарушениям социального функционирования. Проявляется умственная отсталость до полового созревания с продолжительным воздействием на развитие.

Отсталость в развитии интеллекта зависит не только от состояния здоровья ребенка, но также и преимущественно от внешних факторов, степени полноценности вовлечения ребенка в жизнь общества.

Мальчик и глобусУпотребление термина “умственная отсталость” в контексте инициативы Всемирной Организации Здравоохранения “Лучше здоровье — лучше жизнь” охватывает детей с аутизмом, у которых имеются нарушения развития интеллекта, а также детей, помещенных в специальные учреждения из-за отказа семьи, получивших психологические травмы и, как следствие, задержку в развитии.

Дети развиваются и учатся с разной скоростью и по-разному. И все же некоторые дети обучаются гораздо медленнее, чем другие дети того же возраста, что может быть связано с умственной отсталостью. Все люди с умственной отсталостью могут развиваться, существуют организации и службы, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями и членам их семей.

Часто употребительные термины

Задержка в развитии это термин, который можно использовать, если ребенок развивается медленнее, чем другие дети того же возраста в одной или нескольких областях развития.

Ребенок читаетОбщая задержка в развитии означает, что развитие вашего ребенка протекает намного медленнее, чем у других детей ровесников во всех областях развития.

Области развития — это термин, используемый профессионалами для обсуждения различных методик обучения. Одними из важнейших областей развития считаются коммуникация (разговор и слушание), моторика (общая и мелкая), способность питаться и обслуживать себя самостоятельно, мышление, социальное, эмоциональное и сенсорное развитие.

Сенсорное развитие — это развитие различных чувств: осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха, а также осознание собственных движений. К примеру, когда малыши становятся старше, они приходят к пониманию того, что еда отличается по вкусу, а затем объединяют эту информацию со своими чувствами, чтобы лучше понимать, что происходит вокруг.

Мама и сынСенсорная интеграция описывает способность ребенка организовывать информацию, полученную через осязание, вкус, обоняние, зрение, слух и движение, и реагировать на нее. Дети должны уметь реагировать на сенсорную информацию, прежде чем они разовьют более сложные навыки мышления и паттерны поведения.

Отсроченное интеллектуальное развитие — термин, используемый для описания замедленного обучения у маленького ребенка (до 5 лет). Этот термин часто используется, когда профессионалы не уверены, временная ли такая отсрочка или же она носит постоянный характер.

Профессионалы не употребляют термин “умственная отсталость”, до того, пока ребенок не получит официальное заключение, которому бы предшествовали официальные процедуры и оценки, которые делает психолог.

к оглавлению ↑

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость означает, что ребенок обучается медленнее, чем другие дети того же возраста, испытывает трудности в изучении набора навыков, необходимых для жизни и функционирования в обществе. Такие навыки включают общение, самообслуживание, обеспечение социальной и личной безопасности.

Для быстрого восстановления памяти, улучшения мозгового кровообращения и в профилактических целях многие наши читатели активно применяют ХэдБустер. Уникальный комплекс, который созданный для нормализации деятельности мозга на клеточном уровне. Природные компоненты, которые входят в его состав, положительно влияют на функции нервной системы, помогают справляется с возрастными изменениями в структуре и работе головного мозга, предотвращает появление старческой деменции...

Девочка улыбаетсяДети с умственными недостатками имеют ограниченные навыки мышления, в том числе сниженную способность рассуждать (выстраивать логические цепочки) и запоминать, испытывают затруднения в связывании вещей и событий для организации полноценной информационной картины происходящего.

Чаще специалисты говорят об интеллектуальной задержке развития, а не об умственной отсталости, когда ребенок еще совсем мал. Иногда обучение ребенка протекает с задержками временно из-за определенного заболевания, изменения семейных обстоятельств или временной потери слуха. Но позже дети могут догнать сверстников, и продолжить развитие наравне с другими. Однако, если значительная задержка обучения продолжается по мере взросления ребенка, специалисты говорят об умственной отсталости: ребенок ожидаемо будет учиться в более замедленном темпе вплоть до зрелого возраста.

Умственная отсталость у взрослых не делает их «вечными детьми». С интеллектуально недееспособными взрослыми следует обращаться и разговаривать так же, как и с другими взрослыми.

к оглавлению ↑

Описание

Распространенность умственной отсталости достигает 2,5 – 3% населения. Около 3 миллионов умственно отсталых людей живет в России.

Больной ребенокНачинается умственная отсталость в детском или подростковом возрасте, и в большинстве случаев сохраняется на протяжении всей жизни. Диагноз “умственная отсталость” ставится в том случае, если интеллектуальный уровень человека значительно ниже среднего, а приобретенные навыки ограничены в двух и более областях развития.

Умственная отсталость различается по степени тяжести. Диагностическое руководство МКБ-10 по психическим расстройствам является стандартом для специалистов в области психического здоровья, и классифицирует 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Рассмотрим более подробно:

  1. Умственная отсталость легкой степени. Около 85% умственно отсталого населения попадает под категорию “легкая умственная отсталость”, иначе говоря дебильность. IQ колеблется от 50 до 75 баллов, а академические навыки достигают уровня 6 класса. Люди с легкой степенью умственной отсталости могут жить самостоятельно, функционируя в обществе при социальной поддержке.
  2. Умственная отсталость средней степени. Распространенность умственной отсталости с нерезко выраженной имбецильностью исчисляется 10%. Показатели IQ – 35 – 55 баллов. Такие люди могут выполнять работу, обслуживать собственные потребности при стороннем наблюдении. Как правило, эта категория людей способна жить и функционировать в контролируемой среде, специализированных учреждениях.
  3. Разговор с ребенкомУмственная отсталость тяжелой степени. Приблизительно 3 – 4% умственно отсталых людей причислены к сильно отстающим. Такая степень является выраженной имбецильностью, IQ достигает 40 баллов, при этом эти люди овладевают базовыми навыками самостоятельного ухода и некоторыми навыками общения.
  4. Глубокая умственная отсталость. Только 1 – 2% умственно отсталых людей классифицируются как глубоко отсталые (идиотия), а уровень IQ достигает 20 – 25 баллов. Такие люди имеют навыки самообслуживания и могут коммуницировать при специальной поддержке, совместно со специальным обучением. Часто такая задержка в развитии вызвана неврологическим расстройством. Глубоко отсталым людям необходим надзор.
к оглавлению ↑

Причины

Низкий уровень IQ и ограниченные навыки являются отличительными признаками умственной отсталости. Агрессия, аутолиз, расстройства настроения иногда связаны с умственной отсталостью. Тяжесть симптомов и возраст, в котором они появляются, зависят от причины.

РебенокДети с задержкой умственного развития достигают определенных навыков и умений значительно позже сверстников, если они их вообще достигают. Если задержка вызвана хромосомными или другими генетическими нарушениями, это часто проявляется с младенчества. Если задержка вызвана детскими болезнями или травмами, то приобретение навыков, которое давалось довольно легко, внезапно может оказаться трудным или даже невозможным.

В 35% случаев, причина умственной отсталости не может быть выявлена.

к оглавлению ↑

Биологические и внешние факторы, которые могут вызвать умственную отсталость

Около 5% умственной отсталости вызвано наследственными заболеваниями и генеративными факторами. Умственная отсталость эндогенной природы вызвана унаследованной аномалией генов, такой как синдром фрагильной X-хромосомы (дефект хромосомы, который определяет пол, и является наиболее распространенной причиной умственной отсталости).

ДНКОтдельные дефекты гена, такие как болезнь Феллинга и другие врожденные нарушения метаболизма также могут привести к задержке умственного развития, если они не были обнаружены и вылечены на ранней стадии.

Мутация и осложнения развития гена может быть причиной интеллектуальной недееспособности. Примером является развитие дополнительной хромосомы 18, синдром Эдвардса, синдром Дауна, вызванный аномалией в развитии хромосомы 21, синдром Прадера-Вилли, синдром Уильямса-Бойрена, синдром Ангельмана.

к оглавлению ↑

Пренатальные болезни и проблемы

Алкогольный синдром плода оказывает влияние на 1 из 600 детей, что связано с чрезмерным потреблением алкоголя в первые 12 недель беременности (первый триместр).

Некоторые исследования показали, что даже умеренное употребление алкоголя во время беременности впоследствии может вызвать трудности с обучением у детей.

Злоупотребление наркотиками и курение во время беременности также могут стать причиной задержки умственного развития ребенка.

Беременная на кроватиИнфекции и болезни матери, например, гландулярные расстройства, краснуха, токсоплазмоз и цитомегаловирусная инфекция могут привести к умственным расстройствам. Когда мать страдает гипертонией или токсемией, поток кислорода к плоду может быть снижен, за счет чего страдает головной мозг плода.

Наши читатели рекомендуют!

Для восстановления памяти наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании лекарственных трав и натуральных компонентов — ХэдБустер. Препарат помогает улучшить работу мозга, координацию, избавиться от головных болей, спазмов, страхов и тревог.

Читать о новой методике Малышевой...

Врожденные дефекты, которые вызывают физические недостатки головы, головного мозга, центральной нервной системы часто являются причиной задержки умственного развития.

Дефект нервной трубки представляет собой врожденный дефект, при котором нервная трубка, образующая спинной мозг, не закрывается полностью. Этот дефект может привести к накоплению у детей цереброспинальной жидкости в мозге (гидроцефалия). Гидроцефалия может вызвать ухудшение самочувствия, оказывая давление на мозг.

Отсутствие кислорода во время родов или в результате несчастного случая (утопление или удушье) может также стать причиной интеллектуальной недееспособности.

к оглавлению ↑

Детские болезни, травмы и факторы внешней среды

Гипертиреоз, коклюш, ветряная оспа, корь, гемофильная инфекция типа b (бактериальная инфекция) могут стать причиной задержки развития интеллекта, если ребенок не получил адекватное лечение. Заражение мембраны, покрывающей мозг (менингит), или воспаление самого мозга (энцефалит) вызывают отек, что в свою очередь приводит к повреждению мозга и к умственной отсталости.

Мальчик плачетМладенцы, заботой о которых пренебрегают, дети, живущие в нищете, страдающие от недоедания, не обеспеченные умственной и физической стимуляцией, необходимой для нормального развития, подвержены риску необратимых нарушений развития. Воздействие свинца также может привести к сбою интеллектуального развития (известны случаи, когда дети съедали отслоившуюся свинцовую краску).

Причины умственной отсталости могут быть сопряжены с другими нарушениями развития, аутизмом или общим расстройством развития. Кроме того, существует более высокая вероятность приобретения умственной отсталости, связанная с заболеваниями, например с эпилепсией.

к оглавлению ↑

Диагноз

Если существуют подозрения, что у ребенка есть умственная отсталость, необходимо немедленно провести всестороннее медицинское обследование, чтобы выявить органические причины симптомов. Гипертиреоз и болезнь Феллинга (олигофрения у детей) поддаются лечению.

Осмотр ребенка у эндокринологаЕсли диагноз олигофрения и гипертиреоз выявлены на ранней стадии, то задержка развития может быть остановлена, а в некоторых случаях частично инвертирована. Если выявлена неврологическая причина, например, повреждение мозга, ребенок может быть направлен к неврологу или нейропсихологу для дальнейшего наблюдения.

Полная медицинская, семейная, социальная и образовательная история составляется из соответствующих медицинских и дошкольных документов и из разговора с родителями. Детям дают аналитические тесты для оценки их способности к обучению и работе интеллекта. В настоящее время используют шкалу Стэнфорда-Бине и шкалу интеллекта Векслера.

к оглавлению ↑

Признаки умственной отсталости

Дети с умственной отсталостью нуждаются в структурном подходе и поддержке для того, чтобы развить самые базовые навыки, такие как способность к пониманию, коммуникации или самообслуживанию.

МальчикМногие родители замечают, что их детям нужно больше времени, чтобы начать узнавать уже знакомых людей или проявлять интерес к окружающему миру, вещам вокруг них.

Дети развиваются в разном темпе и по-разному. Перед тем, как развить сложные навыки, дети обретают базовые. Поэтому умственная отсталость может быть не очевидна, пока ребенок не подрастет. Специалисты в области здравоохранения используют критерии наблюдения за развитием, чтобы увидеть прогресс малышей относительно ожидаемого. Такие критерии отслеживают проблемы для различных возрастов и в различных областях развития, некоторые из них являются признаками задержки развития или умственной отсталости.

В качестве ориентира, дети должны обладать следующими навыками (по возрастным группам):

  • К 6 месяцам дети должны:

    • начиная с рождения поворачивать голову к внешним звукам или движениям;
    • приподниматься на ножках лежа на спине;
    • наблюдать за лицом взрослого во время кормления;
    • улыбаться знакомым лицам и при знакомых голосах;
    • плакать от голода или дискомфорта;
    • издавать разные звуки: смех, гуление, хихикание, неразборчивый лепет;
    • смеяться, когда играют взрослые, например корчат рожицы или издают смешные звуки;
    • смотреть на предметы, находить их глазами;
    • тянуть все в рот.
  • Младенец

    В период с 6 месяцев и до года малыши начинают двигаться, чтобы познать мир вокруг себя, а также:

    • переходить от сидения с поддержкой к самостоятельному сидению;
    • переворачиваться с живота на спину;
    • ползать, извиваться, вертеться;
    • притягивать к себе или же отталкивать руки взрослого или предметы, помогающие достичь положения стоя;
    • отторгать незнакомцев и, наоборот, цепляться за знакомых людей;
    • проявлять привязанность к уже знакомым людям;
    • реагировать, поворачиваться, когда слышат свое имя;
    • издавать раздельные отчетливые звуки;
    • имитировать некоторые звуки и слова, например “дада”, “буба”;
    • гладить и стучать по предметам во время игры;
    • передавать предметы из рук в руки;
    • бросать предметы и наблюдать, как они падают;
    • искать спрятанные или недостающие вещи;
    • играть в простейшие игры;
    • реагировать на слово “нет”.
  • Между 1 и 2 годами дети:

    • начинают ходить;
    • кушают самостоятельно;
    • во время ходьбы тянут или толкают игрушки;
    • меньше боятся незнакомых людей;
    • играют в одиночку или с другими детьми;
    • защищают собственные вещи, не принимают обмен;
    • Девочкамашут рукой на прощанье;
    • указывают или создают шум для обозначения желаемого;
    • с удовольствием пользуются книгами с картинками;
    • качают головой, чтобы сказать “нет”;
    • используют некоторые распознаваемые слова, пробуют говорить новые.
  • Дети от 2 до 3 лет:

    • начинают демонстрировать предпочтение к использованию правой или левой руки;
    • рисуют фломастером или карандашом;
    • наливают из кувшина или стакана;
    • пользуются туалетом с помощью взрослого;
    • учатся ездить на трехколесном велосипеде/беговеле;
    • знают имена знакомых людей;
    • называют собственное имя;
    • по-прежнему испытывают трудности с тем, чтобы поделиться своими игрушками/вещами или обменяться ими;
    • проявляют сильное желание делать что-то самостоятельно и для себя;
    • говорят короткими предложениями;
    • называют предметы;
    • копируют поведение других;
    • прихлопывают в такт музыке;
    • следуют простым инструкциям;
    • с удовольствием слушают сказки и истории;
    • собирают простые головоломки и мозаики.
  • От 3 до 4 лет дети:

    • ходят и бегают;
    • прыгают с одновременно поднятыми двумя ногами;
    • Ребенок на велосипедекатаются на трехколесном велосипеде;
    • самостоятельно ходят в туалет;
    • играет вместе с другими детьми;
    • делятся своими вещами, иногда договариваются об использовании вещей по очереди;
    • способны слышать и распознавать известные звуки, например, как мяучит кошка, лает собака или шумит пылесос;
    • задают нескончаемые вопросы, но не могут дождаться ответов;
    • спрашивают значение и смысл новых слов;
    • говорят отчетливыми короткими предложениями.
  • Между 4 и 5 годами дети:

    • катаются на велосипеде;
    • могут стоять и прыгать на одной ноге;
    • держать карандаш или ручку между указательным и большим пальцем;
    • самостоятельно одеваются, за исключением завязывания шнурков;
    • приобретают больше друзей, особенно одного с ними пола;
    • выражают понимание чувств других людей;
    • четко отвечают на вопросы;
    • дают информацию и рассказывают о прошлом опыте, при этом могут испытывать трудность рассказать о том, что же произошло в течение текущего дня, когда об этом спрашивают;
    • Ребенок говоритрассказывают истории, шутки, загадки (детские шутки могут не иметь смысла для взрослого человека);
    • передают сообщения;
    • с радостью делают поделки;
    • переходят от каракулей к четким линиям или рисункам;
    • используют в речи союзы “и” и “но”.

Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, вам следует обратиться к врачу педиатру, в случае необходимости специалист предложит направление к психологу.

к оглавлению ↑

Лечение и прогноз

Поскольку умственная отсталость имеет множество причин, стандартного лечения не существует. Выявив причину нарушений развития у ребенка, врачи могут разработать план лечения. Некоторые симптомы, такие как позднее развитие навыков общения или двигательных навыков могут быть излечены с помощью терапии и различных систем поддержки обучения. Надлежащая забота о ребенке увеличивает способность достичь высокого уровня функционирования в обществе.

Занятие со слабоумными детьмиЛюди с легкой и умеренной умственной отсталостью могут достичь определенного уровня самодостаточности и вести счастливую полноценную жизнь. Для достижения целей им необходима соответствующая образовательная, общественная, семейная и профессиональная поддержка.

Менее обещающая перспектива у лиц с тяжелой или глубокой отсталостью. Исследования показали, что эти люди имеют сниженную продолжительность жизни. Заболевания, которые обычно связаны с серьезными задержками развития, могут привести к сокращению продолжительности жизни. У людей с синдромом Дауна развиваются мозговые изменения, которые могут выступать признаком болезни Альцгеймера в более позднем возрасте, также могут проявляться клинические симптомы этого заболевания.

Вакцинация против таких заболеваний, как корь и гемофильная инфекция типа b, предотвращает многие болезни, приводящие к умственной отсталости. Кроме того, все дети должны проходить регулярный осмотр у педиатра, что может быть особенно важно для тех детей, которые страдают от недоедания и сильно запущены.

Осмотр новорожденных выявляет нарушения достаточно рано, а незамедлительное лечение болезни Феллинга или гипертиреоза предотвращают задержку развития.

Хорошая пренатальная помощь также может исключить вероятность приобретения заторможенности у ребенка. Беременным женщинам следует знать о рисках злоупотребления алкоголем и необходимости поддерживать хорошее питание во время беременности. Такие тесты, как амниоцентез и УЗИ могут определить, нормально ли развивается плод в утробе матери.

Вы думаете, что восстановить нарушения функции памяти НЕВОЗМОЖНО?
  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость...
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении...
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей...
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации...

Именно поэтому мы рекомендуем ознакомиться с новой методикой Елены Малышевой , в которой она рассказывает об улучшении работы всех отделов головного мозга и восстановлении памяти... Читать статью...

загрузка...
Якутина Светлана
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать - поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Комментарии:

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии!!! Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *