Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью

Объединенные одинаковым уровнем развития и потенциалом к усвоению знаний, дети нуждаются в особом подходе к их потребностям. Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью помогает учитывать потребности конкретной группы учащихся. Обучение помогает детям приспособиться к обществу, освоить необходимые понятия и навыки.

Специфические потребности

Дети с умственной отсталостью отличаются особым восприятием мира и своеобразием социализации.

Занятия с детьмиОни сосредоточены на себе и своих переживаниях, не всегда способны понять других людей и поставить себя на их место. Явно проявляется неразвитость эмоционально-волевой сферы, познавательной и личностной. Это не означает того, что такие дети неспособны к обучению, но необходимо учитывать замедленность освоения знаний.

Перспективы обучения обусловлены уровнем интеллектуального развития. Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью бывают общими и специфическими.

К общим потребностям относят:

  • плавный переход от дошкольного этапа подготовки к основной программе обучения;
  • непрерывное коррекционное воздействие, осуществляемое во время учебы и индивидуальных занятий;
  • начало коррекционной работы как можно раньше;
  • постоянное наблюдение учащегося психологом в процессе обучения, который должен помогать налаживанию положительных отношений с другими учениками и учителями;
  • работа психолога с семьей больного ребенка.

К специфическим потребностям детей с легкой формой умственной отсталости относят следующие аспекты:

  • адаптированная учебная программа составляется на 12 лет (с 0 по 11 класс);
  • Воспитатель и детибольшую роль в содержании обучения носит объяснение с использованием наглядно-действенных методик;
  • сложность учебных задач, которые осваивает ученик, должна соответствовать его возможностям;
  • в программе обучения должны присутствовать специальные предметы освоения социально-бытовых навыков;
  • обучение способности применять полученные знания в новых жизненных условиях;
  • возможность освоить после основного курса профильное трудовое образование;
  • учебная среда должна быть организована особым образом;
  • формирование стремления к обучению при помощи доброжелательного отношения.

Если учащиеся не справляются с предложенной программой, им предлагают перейти в группу с более легкой методикой обучения. Для удовлетворения специфических образовательных потребностей детей важно организовать их жизнь в учебном заведении и дома таким образом, чтобы развитие необходимых навыков и умений проходило как можно успешнее.

к оглавлению ↑

Коррекционная программа обучения чтению

Коррекционная программа образования для детей с умственной отсталостью составляется как нормативный документ, который определяет последовательность и содержание коррекционной работы. Для каждой группы детей и осуществления определенных образовательных целей предусматривается использование специальной методики, которая позволяет получить желаемый результат в освоении навыков и понятий.

Дети в классеПоследовательность этапов коррекционной программы определяется способностями и особенностями учеников. Должно быть определено содержание этапов и время на реализацию. После прохождения каждого этапа, появляются новые функциональные возможности, которые позволяют перейти к следующему шагу программы. Представляет интерес успешное обучение чтению детей с умственной отсталостью.

Для обучения чтению используется методика Домана. Интересно, что позднее Доман на основе успешной работы с умственно отсталыми детьми разработал методику раннего развития для нормальных малышей. Она применяется многими родителями для младенцев с первых месяцев жизни. Методика глобального чтения по Доману предполагает использование карточек с изображениями написанных слов, словосочетаний и простых предложений, которые учитель громко и четко проговаривает для ребенка. Обучение делится на следующие этапы:

  1. Распознавание слов. Большими буквами пишут знакомые по значению слова из трех или четырех букв. В первый день учащийся должен запомнить 4 слова. Карточки показывают быстро, называя слова громко и четко (желательно в хорошем настроении). Весь урок занимает около 3 минут. Повторяют показ карточек в течение дня три раза. На следующий день добавляют еще 4 новые слова. Три раза показывают вчерашние слова и три раза новые (перерыв между занятиями должен составлять не менее 30 минут).

    Для быстрого восстановления памяти, улучшения мозгового кровообращения и в профилактических целях многие наши читатели активно применяют ХэдБустер. Уникальный комплекс, который созданный для нормализации деятельности мозга на клеточном уровне. Природные компоненты, которые входят в его состав, положительно влияют на функции нервной системы, помогают справляется с возрастными изменениями в структуре и работе головного мозга, предотвращает появление старческой деменции...

    На третий день вводят еще четыре новых слова, количество занятий возрастает до 9, но их продолжительность не превышает нескольких минут. Результатом таких занятий должно стать то, что учащийся научится читать слова. Затем количество слов, осваиваемых в день, возрастает до 20. Ученику показывают по 4 карточки в пять приемов. Каждый день учитель добавляет новые слова, а старые убирает.

  2. Чтение книгиЗапоминание словосочетаний. На этом этапе необходимо проанализировать словарный запас учащегося, и составить для него несколько понятных к прочтению словосочетаний.
  3. Чтение простых предложений. На этом этапе ученик должен знать более полусотни слов, узнавая их написание. Простые предложения, составленные из двух слов, необходимо показывать по несколько штук за один раз. Каждые 3 дня убирать по два старых предложения и добавлять новые.
  4. Чтение распространенных предложений. На этом этапе изготавливают карточки с наречиями и предлогами, и продолжают осваивать учебный материал. Предложения необходимо усложнять постепенно.
  5. Чтение книг. Важно на этом этапе правильно выбрать книгу. Она должна быть с крупным шрифтом и знакомыми словами.

Формирование навыка чтения по Доману хорошо подходит для индивидуальных занятий с ребенком, который не может освоить чтение по общей программе. Групповые коррекционные занятия обычно не ограничиваются формированием одного навыка, а направлены на гармоничное развитие разных сторон личности. Для осуществления поставленных задач используются игры, сказки, творческие занятия и т. д.

к оглавлению ↑

Коррекционные программы с использованием игр и творчества

Структура коррекционных занятий обычно состоит из трех частей:

  • Мать и ребеноквступления или разминки;
  • основной части;
  • заключительной части.

Вначале занятия учитель старается настроить детей на предстоящую работу. Выполняются несложные упражнения для профилактики нарушения зрения. Дети рисуют глазами воображаемую геометрическую фигуру, предложенную учителем. Делают пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук и дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание выполняется 3–4 раза с небольшими паузами между вдохом и выдохом.

Содержание основной части зависит от цели, которой подчинена программа. Для развития когнитивных способностей используются простые загадки и головоломки с инструкциями выполнения. Для коррекции поведения и общения может использоваться сказкотерапия, когда детям предлагают придумать окончание сказки, нарисовать ее героев или понравившийся сюжет. С помощью игр учитель помогает детям почувствовать себя на месте героев сказки, пережить приключения и сказочные превращения.

Занятия с детьмиВ заключительной части проводится обсуждение пройденного урока. Дети высказывают свое мнение, говорят, что им запомнилось и понравилось. Благодаря такому обсуждению происходит развитие уверенности в себе, формирование своего мнения и мотивации поведения. Продолжительность одного занятия с детьми первых и вторых классов составляет 20 минут, с третьего класса увеличивается до 30 минут. Занятия по каждой программе проводятся не ежедневно, а несколько раз в неделю.

к оглавлению ↑

Пример занятия по программе коррекции коммуникативных умений

Начинается занятие со вступления, которое настраивает детей на дальнейшую деятельность, проходящую в игровой форме. Затем следуют упражнения в виде нескольких игр. Можно начать с игры под названием «Ты мне нравишься». Дети садятся вкруг и передают друг другу мяч со словами: «Ты мне нравишься, потому что…». Они говорят своему соседу при передаче мяча, за что он им нравится, каждый должен получить мяч и передать его другому.

Дети с воспитателем за столомДальше выбирают игры, в которых происходит развитие умений взаимодействовать друг с другом. Это может быть «Испорченный телефон», «Ищу друга», «Матросы и акулы», «Упрямая сороконожка» и т. д. Некоторые игры требуют большого места для проведения, например, «Матросы и акулы».

Содержание игры «Матросы и акулы». В центре комнаты чертится круг диаметром около 5 метров – это корабль, команда детей делится поровну на матросов и акул. Матросы находятся на корабле, а акулы вокруг корабля, те и другие пытаются перетащить друг друга за черту круга. Матрос, вышедший из круга, становится акулой, а акула, попавшая на «корабль», становится матросом. В конце каждой игры проходит обсуждение того, что удивило, порадовало или огорчило детей.

Пример занятия по программе коррекции когнитивных процессов происходит следующим образом:

  1. Упражнение 1. Гимнастика для глаз. Дети двигают глазами, рисуя круг, сначала несколько раз по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
  2. Упражнение 2. Полное дыхание. После глубокого выдоха, начинается вдох с расслаблением мышц брюшины, приподнимается живот, затем расширяется грудная клетка, плечи остаются на месте. Выполняется небольшая пауза, и начинается глубокий выдох.
  3. Упражнение 3. Детям предлагают две одинаковые картинки, которые необходимо обвести по контуру одновременно правой и левой рукой.
  4. Упражнение 4. Нужно прочитать предложение, спрятанное среди других букв, следуя по направлению стрелок.
  5. Занятия с ребенкомУпражнение 5. Необходимо соединить последовательно цифры на листе, чтобы получилась картинка. Озвучить, что на картинке изображено.
  6. Упражнение 6. Собирание пазлов. Дети должны правильно соединить части разрезанного рисунка. Обсудить вместе, что на нем изображено.
  7. Упражнения 7. Решить простой кроссворд с рисунками. Найти отличия в двух одинаковых изображениях. Увидеть лишний предмет среди группы, изображенной на рисунке или среди нескольких слов.

В конце занятия проходит обсуждение, на котором каждый говорит, что ему больше всего понравилось.

к оглавлению ↑

Рекомендации родителям

От родителей в большой степени зависит адаптация отсталых детей к условиям социума и освоение ими учебной коррекционной программы. Действия педагогов и родителей должны быть согласованы.

Ребенок играетНа основании принципа, что образовательный процесс детей с умственной отсталостью должен носить непрерывный характер, родители должны иметь доступ к обучающим материалам и активно участвовать в освоении детьми учебной программы, оказывая посильную помощь педагогам и психологам.

Очень важно обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой обучение будет проходить комфортно. Не следует предъявлять повышенных требований к освоению умений и знаний. Задачей родителей является показать и рассказать определенную информацию об окружающем мире, а не проверить степень ее усвоения. Очень полезно заниматься творчеством. Это может быть рисование или лепка, аппликация и вырезание.

Вы думаете, что восстановить нарушения функции памяти НЕВОЗМОЖНО?
  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость...
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении...
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей...
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации...

Именно поэтому мы рекомендуем ознакомиться с новой методикой Елены Малышевой , в которой она рассказывает об улучшении работы всех отделов головного мозга и восстановлении памяти... Читать статью...

загрузка...
Якутина Светлана
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать - поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Комментарии:

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии!!! Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *