Симптомы и причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость (слабоумие, олигофрения) – это патологическая недоразвитость интеллекта, которая может быть врожденной либо приобретенной (деменция). Чаще всего подобные случаи развиваются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если родители – алкоголики. Но есть множество других причин, которые приводят к заболеванию. При данной патологии происходит ряд нарушений, которые являются особенностями олигофрена.

Характеристика и особенности детей с умственной отсталостью

Слабоумие у детей отражается на всех психических функциях, особенно страдает познавательность. Это отражается в сложности запоминать слова, невнимательности, отсутствии концентрации внимания. Слова используются невпопад, в произношении много ошибок, эмоции недоразвиты. Все это мешает ребенку устанавливать контакты в социуме.

к оглавлению ↑

Восприятие

Организация восприятия значительно замедлена и имеет множество отклонений. С подобным диагнозом невозможно устанавливать связь между предметами. Такие дети не могут определить эмоции на лицах окружающих, не видят предмет, который слегка скрыт, не в состоянии отличить подобные предметы: ложку от вилки, кошку от белки.

Девочка в инвалидной каляскеС закрытыми глазами определить предмет на ощупь ребенку очень сложно, помимо этого он не в состоянии установить, какая вещь из двух тяжелее.

Нередко наблюдается заторможенность психомоторного развития, движения зачастую не являются целесообразными и они недостаточно плавные. Любые действия проводятся с суетливостью. Сильно страдает мимика, жестикулирование, мелкая моторика пальцев.

Также нарушается ориентация в знакомом пространстве и координация движений. Тяжелый вид умственной отсталости у детей запрещает трудовую деятельность.

к оглавлению ↑

Память

Умственная отсталость у детей и подростков отличается сложностью в освоении и запоминании нового материала, поэтому необходимо одну и ту же тему повторять несколько раз, причем изученный материал забывается очень быстро. Даже заученная информация передается с множеством ошибок. Сильно выражается ухудшение формирования логического запоминания, однако механическая память развита нормально и усвоенные навыки не забываются.

к оглавлению ↑

Внимание

Детская умственная отсталость определяется неустойчивым вниманием, это не дает возможности ребенку заниматься долго определенным занятием, ухудшает процесс запоминания, олигофренам с трудом доходит смысл сказанного, их деятельность зачастую не приносит необходимого результата.

Практически отсутствует непроизвольное внимание.

Все это связано с неуравновешенностью работы возбуждения и торможения, одна из функций всегда преобладает. Человек быстро теряет интерес к тому, что его сильно заинтересовало, поэтому акцентировать его внимание очень сложно.

Для быстрого восстановления памяти, улучшения мозгового кровообращения и в профилактических целях многие наши читатели активно применяют ХэдБустер. Уникальный комплекс, который созданный для нормализации деятельности мозга на клеточном уровне. Природные компоненты, которые входят в его состав, положительно влияют на функции нервной системы, помогают справляется с возрастными изменениями в структуре и работе головного мозга, предотвращает появление старческой деменции...
к оглавлению ↑

Мышление

Сильная недоразвитость мышления заключается в речевых отклонениях, чувственном познании, ограниченностью практических действий – все эти факторы значительно снижают уровень развития полноценной личности.

РебенокЧаще рассуждения не являются собственным умозаключением, а скорее воспоминанием. При группировании каких-либо объектов ребенок чаще видит второстепенные приметы, упуская главные, причем найти взаимосвязь между ними не может. Также нет понимания всяческих поговорок и пословиц, они не применяются на соответствующие ситуации. При сравнении объектов детьми без труда указываются различия, но не указываются сходства.

Заниматься обучением таких детей очень нелегко, поскольку материал усваивается очень плохо, практически без его понимания, чаще такие дети его заучивают без смысла и не в состоянии применять знания на практике.

Указывать на их ошибки практически бессмысленно, поскольку они всегда уверены, что все делают правильно. Их целенаправленные действия очень ограничены, с исполнением малого количества функций, чтоб обеспечить самые необходимые свои потребности.

к оглавлению ↑

Речь

Речь, произносимая детьми-олигофренами, чаще отличается неразборчивостью, большим количеством ошибок, заиканием, невыразительностью, поскольку недоразвита высшая психическая деятельность.

Дети плохо отличают звуки, слова произносятся с заменой букв и слогов. Таким детям нужно обеспечить усиленное обучение, только в таком случае они смогут находить контакт с окружающими, но даже при таких обстоятельствах общее состояние психического развития будет отличаться своей неполноценностью.

к оглавлению ↑

Поведение

У интеллектуально недоразвитых людей наблюдается проявление неадекватных реакций на происходящее: некоторые поверхностно переживают большие потрясения, а других сильно будоражат незначительные происшествия.

Дети играютДети с умственной отсталостью могут общаться только с теми, кто им приятен и их деятельность направлена только на то, что им нравится делать. Некоторые отличаются повышенной раздражительностью, а другие – неприязненным отношением к посторонним людям. Заметны частые смены настроения, то есть резкий переход от отличного настроения к апатии.

Очень важный момент – формирование самооценки больного. Если отрицательно оцениваются его действия в школе либо дома, то ребенок становится упрямым, раздражительным, драчливым, что сильно сказывается на общении с окружающими. Если условия остаются прежними, то свойственность подобного поведения останется навсегда. Их повышенная самооценка устанавливается на фоне низкого интеллекта, а враждебность – на низкую оценку социума.

Патопсихологические исследования умственной неполноценности наблюдает детей с нормальным поведением и успеваемостью в учебной программе, но у них всегда формируются проблемы в отношениях с обществом.

к оглавлению ↑

Причины

Проблема очень развита, но, тем не менее, изучена не до конца. На сегодняшний день известен ряд причин умственной отсталости, причем они могут возникнуть, когда ребенок находится еще в утробе матери либо на первых месяцах жизни:

  1. ПлодИнтоксикация организма беременной женщины или новорожденного.
  2. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, скарлатина).
  3. Патологии в обменном процессе, которые стали причиной дисфункции и видоизменения каких-либо органов или систем. Происходят в организме беременной.
  4. Заражение от матери различными патогенными микроорганизмами.
  5. Получение родовой травмы.
  6. Наследственность – явление достаточно частое, иногда это может быть несовместимость крови либо образование генных мутаций.
  7. Воспалительные заболевания мозга и его оболочек у ребенка.
  8. Нарушение обмена белков.

Иногда развитию умственной отсталости служат условия окружающей среды, повышенный уровень радиации, вредные привычки (алкоголизм одного или обоих родителей, прием наркотиков), неправильное или неполноценное питание ребенка.

к оглавлению ↑

Симптомы

Симптомы умственной отсталости у детей выражаются в низкой способности при осваивании материала, а также отсутствии либо неадекватной реакции на слова окружающих, слабой памятью. Понимание новой информации усваивается с трудом, ребенок долго учится писать и читать.

Подобные отклонения в психике в течение времени могут восстанавливаться, оставаться на том же уровне либо прогрессировать. При этом эмоциональная выраженность страдает редко. Проявление симптомов напрямую зависит от степени умственной отсталости у детей.

Для легкой степени характерны следующие симптомы:

  1. Девочка улыбаетсяНедоразвитое логическое мышление.
  2. Отсутствие абстрактного мышления.
  3. Плохая память и быстрое забывание изученного материала.
  4. Невозможность логически рассуждать.
  5. Движения заторможенные либо наоборот очень суматошные.
  6. Заикание.

Для средней степени умственной отсталости у детей характерно следующее:

  1. Маленький словарный запас.
  2. Слабо развитое мышление.
  3. Физическая недоразвитость.
  4. Апатия, слабая выраженность эмоций.
  5. Плохая память, плохо развито воображение.

Тяжелая форма отличается следующими симптомами:

Наши читатели рекомендуют!

Для восстановления памяти наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании лекарственных трав и натуральных компонентов — ХэдБустер. Препарат помогает улучшить работу мозга, координацию, избавиться от головных болей, спазмов, страхов и тревог.

Читать о новой методике Малышевой...

  1. Слишком низкое интеллектуальное развитие.
  2. Несколько слов в словарном запасе (некоторые не разговаривают вовсе).
  3. Неразвита мелкая моторика.
  4. Отсутствие мышления.
  5. Слабая подвижность.
  6. Энурез.

Наблюдаемые признаки умственной отсталости у детей мешают налаживать контакт с окружающими. Все указанные симптомы не единственные, но являются самыми главными.

к оглавлению ↑

Степени умственной отсталости у детей дошкольного возраста

Выделено три степени умственной отсталости у детей, первая более легкая, а при второй и третьей ребенку ставят инвалидность и живут они на государственном обеспечении.

к оглавлению ↑

Дебильность (легкая)

По своей внешности такие дети не отличаются от других, но обучение дается им с большим трудом, поскольку практически отсутствует концентрация внимания, также замечаются нарушения памяти. Дети полностью зависят от близких, с окружающими контакт очень сложный, мало играют с другими детьми, поскольку ощущают свою неполноценность.

Умственно отсталый ребенокЛегкая умственная отсталость характеризуется отсутствием отличать эмоции, замкнутость. В дошкольном возрасте лексикон очень бедный, речь невнятная с ошибками, играют в простые игры, где не надо принимать решений и мыслительную активность. Такие дети не в состоянии принимать логические решения и не отвечают за свои поступки.

Многие родители, зная, что у ребенка умственная отсталость легкой степени, ведут его в обычную школу, где и начинаются проблемы с успеваемостью и контактом с одноклассниками и учителями.

Однако, достигая взрослого возраста, такие дети способны устраивать семейную жизнь, им доступна рабочая деятельность без принятия каких-либо решений. При достижении восемнадцати лет государство выделяет им жилую площадь. Однако нельзя забывать о том, что болезнь передается по наследству и может проявить себя в следующих поколениях.

к оглавлению ↑

Имбецильность (умеренная)

Такие дети в состоянии овладеть только самыми простыми навыками, их можно обучить письму и чтению, но необходимо стабильно контролировать и ухаживать, поэтому жить самостоятельно они не смогут.

Умеренная умственная отсталость в дошкольном возрасте характеризуются слабо развитой речью, невнимательностью, очень плохо сформирована мелкая моторика. Совершаемые действия очень просты и предварительно заучены.

Таким детям также не свойственно распознание эмоций и принятие решений, их словарный запас очень бедный, трудовая деятельность очень низкая. По этим причинам трудоустройство во взрослом возрасте невозможно.

к оглавлению ↑

Тяжелая степень

У детей с тяжелой умственной отсталостью словарный запас ограничивается несколькими словами. Обучение очень сложное и требует многократного повторения. Логическое мышление отсутствует. Даже во взрослом возрасте за такими людьми нужен постоянный уход. Нередко наблюдается энурез (синдром непроизвольного, неконтролируемого мочеиспускания).

Ребенок читаетУ ребенка наблюдается нарушение двигательной функции, совершаемые действия нецеленаправленны. Он чаще сидит в одной позе и качается со стороны в сторону. Часто сопутствуют нарушения центральной нервной системы, неправильное построение черепной коробки и скелета, церебральный паралич, эпилепсия и парезы.

Чаще всего дети с тяжелой формой недоразвитости помещаются в специальные интернаты, где им обеспечивается постоянный уход. С такой умственной отсталостью врачи хороших прогнозов не дают, самостоятельная жизнь без посторонней помощи невозможна.

к оглавлению ↑

Диагностика

Диагностика усложняется схожестью признаков с шизофренией, синдром Аспергера, сильными психическими травмами, печеночной недостаточностью.

Для точного определения заболевания необходимо:

  1. Определить навыки в быту.
  2. Отношение с окружающими.
  3. Изучение истории беременности (травмы, гипоксия, инфекционные патологии).
  4. Тест на определение IQ.

Далее проверяется общее психическое состояние ребенка: понимание образов, восприимчивость к учебе, координация движений, речь и прочее.

к оглавлению ↑

Лечение

Лечение у детей умственной отсталости проводить нужно обязательно, причем, чем раньше – тем лучше. Для начала нужно остановить процесс и сохранить интеллект, а также сформировать хотя бы минимальную способность развития в социуме.

Методика лечения определяется после проведения диагностики:

  1. Врач с таблеткамиЛекарственные препараты: гормональные и йодсодержащие средства, ноотропы, аминокислоты, витаминные комплексы.
  2. При неадекватном поведении назначаются транквилизаторы.
  3. Работа с психологом и логопедом.
  4. Необходимый режим питания.
  5. Обучение в специальных заведениях.
  6. Трудовая терапия.

На ранних стадиях добиться результата можно, но это требует немалых усилий.

к оглавлению ↑

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени отставания, лечению поддаются начальные стадии, при второй и третьей прогноз, как правило, плохой. Смерть пациентов чаще наблюдается в детском либо подростковом возрасте, причиной становятся проникшие инфекции. Большую роль в лечении играют семейные отношения, окружение больного, отсутствие стрессовых ситуаций, наличие трудовых навыков.

Нужно помнить, что ранние формы болезни лечатся, но для этого необходимо приложить много сил и терпения. И при верном подходе ребенок может продолжить полноценную жизнь.

Вы думаете, что восстановить нарушения функции памяти НЕВОЗМОЖНО?
  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость...
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении...
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей...
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации...

Именно поэтому мы рекомендуем ознакомиться с новой методикой Елены Малышевой , в которой она рассказывает об улучшении работы всех отделов головного мозга и восстановлении памяти... Читать статью...

загрузка...
Якутина Светлана
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать - поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Комментарии:

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии!!! Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *