Характеристика и классификация умственной отсталости

Про детей, которые страдают слабоумием, нельзя сказать, что они запаздывают в развитии, или что у них ум ребенка младшего возраста, так как их психика развивается не так, как у большинства детей. Когнитивные процессы развиваются медленно и нетипично. У таких детей есть свой порог развития, преодолеть который они не могут.

Что такое умственная недостаточность?

Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга. Виды умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Ребенок у стеныТермин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, который врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Термин «деменция» указывает на снижение интеллектуального коэффициента, то есть на приобретенное слабоумие. Деменция может возникнуть на фоне старческого заболевания или при алкоголизме. В отличие от олигофренов у больных с деменцией отмечается разнообразие эмоциональных реакций, относительно богатый словарь, способность к абстрактному мышлению, проявляются полученные ранее знания. Деменция возникает в ответ на поражение развитого мозга. Если у ребенка сформировалась речь, и он начал проявлять признаки умственной недостаточности, то это деменция, а не олигофрения.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония, патологическое фантазирование.

к оглавлению ↑

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. Умственная недостаточность может проявиться в результате:

  • генетической аномалии (отличие числа хромосом или наличие генов, мутация которых вызывала слабоумие);
  • поражения ЦНС нейротоксичными веществами в период онтогенеза (излучение, медикаменты, сифилис);
  • глубокой недоношенности, травмы при рождении, асфиксии;
  • травмы черепа или гипоксии;
  • педагогической запущенности в раннем возрасте.

к оглавлению ↑

Степени умственной недостаточности у детей-олигофренов

Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

По степени умственной отсталости олигофрения подразделяется на:

  • Девочка в инвалидной каляскедебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).

Дебильность. Легкая и часто встречающаяся степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта колеблется в пределах 50-70 условных единиц. Дети с дебильностью обучаются в специализированных коррекционных школах.

Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными. Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

Большинство детей с дебильностью подвержены внушениям, попадая под плохое влияние, они способны нарушить закон. Отсталые признаются вменяемыми, так как способны предвидеть последствия своих действий и руководить ими.

Для быстрого восстановления памяти, улучшения мозгового кровообращения и в профилактических целях многие наши читатели активно применяют ХэдБустер. Уникальный комплекс, который созданный для нормализации деятельности мозга на клеточном уровне. Природные компоненты, которые входят в его состав, положительно влияют на функции нервной системы, помогают справляется с возрастными изменениями в структуре и работе головного мозга, предотвращает появление старческой деменции...

Ребенок с игрушкамиИмбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа. Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

Единственный тип мышления, на который способны эти люди, это наглядно-практический (посмотреть и повторить). Словарный запас небольшой и ограничен теми предметами, которыми они окружены. Большинство имеют дефекты произношения.

Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений. Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить. Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

Занятие со слабоумными детьмиЛюдей с имбецильностью в зависимости от преобладающего настроя можно поделить на 2 группы. Одни покладистые и добродушные, чаще находятся в веселом настроении, вторые агрессивные, угрюмые и раздражительные.

В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений. Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению. Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

Умеренная умственная отсталость или легкая имбецильность коэффициент интеллекта имеет от 35 до 50. Отмечаются нарушения координации, дети не могут выполнять действия требующие точности или произвольной регуляции. Речь их обедненная, без соблюдения грамматики, не используют обобщающих или абстрактных слов. Сложные грамматические конструкции не воспринимают. Способны удерживать внимание несколько минут.

Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

Можно научить находить подобные и отличающиеся предметы.

Больной ребенокИдиотия (с латинского переводится как невежество) самая тяжелая степень умственной недостаточности, коэффициент интеллекта ниже 20. Проявляются нарушением психофизического развития, патологией эндокринной системы, аномалии строения скелета. Заметно расстройство походки и стояния, неразвитость моторики, они не имеют пространственного представления.

При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

При более легкой форме слабоумия люди могут произносить некоторые слова или словосочетания. Человек воспринимает раздражители, но не способен задерживать внимание. В случае неудовольствия могут проявлять агрессию и аутоагрессию. Вместе с глубокой интеллектуальной недостаточностью может проявляться феноменальная механическая память, способность к музыке или рисованию. Дети с идиотией нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому они направляются в специальные социальные учреждения.

На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

  • Ребенок читаетлегкая (дебильность, IQ 50-69);
  • умеренная (легкая имбецильность, IQ 35-49);
  • тяжелая (выраженная имбецильность, IQ 20-34);
  • глубокая (идиотия, IQ ниже 20).

Степень олигофрении оценивается количественно – стандартные психологические тесты показывают коэффициент интеллекта. Он определяется при помощи шкалы Векслера. Тест состоит из двух частей. В одной части 6 заданий и вопросов для измерения вербального интеллекта, во второй 5 заданий для оценки невербального.

В вербальном субтесте задания, которые требуют общей осведомленности и понятливости, способности обнаруживать сходства или продолжать цифровые ряды. В невербальном тесте нужно найти недостающие детали в изображении, определить последовательность кадров, сложить фигуру.

к оглавлению ↑

Классификация врожденного слабоумия по Певзнер

Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

  • Рисунок мозганеосложненную;
  • олигофрению с расстройством нейродинамики (возбудимости и торможения);
  • олигофрения с патологией анализатора;
  • олигофрения с психоподобным поведением;
  • олигофрения с лобной недостаточностью.

При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения. Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям. Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития.

При слабоумии осложненном гидроцефалией нарушены процессы возбуждения и торможения.

Наши читатели рекомендуют!

Для восстановления памяти наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании лекарственных трав и натуральных компонентов — ХэдБустер. Препарат помогает улучшить работу мозга, координацию, избавиться от головных болей, спазмов, страхов и тревог.

Читать о новой методике Малышевой...

Дети легко отвлекаемы, импульсивны, неуравновешенны. Они не могут усидеть на месте, непослушны и не реагируют на замечания.

При олигофрении с психоподобными формами поведения проявляется расстройство эмоционально-волевой сферы. Часто этот вид олигофрении следствие инфекционного заболевания или результат травмы головы. Здесь сочетается психическая недоразвитость с аффективной возбудимостью. Люди проявляют склонность к воровству, чрезмерной сексуальности, прожорливости. Дети бывают опасны во время аффекта, они не могут следовать правилам. В некоторых случаях аффективное состояние купируется медикаментами. Если они становятся неуправляемыми, их переводят на домашнее обучение.

Мама с ребенкомПри дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных. Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения. Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы.

При нарушении деятельности анализатора развитие психики замедляется. Среди глухих 10% страдают от умственной неполноценности, следи слепых эта цифра вдвое больше. При слабоумии с дисфункцией отдельных анализаторов отмечается нарушение слуха, зрения, речевого или опорно-двигательного аппарата.

к оглавлению ↑

Пограничная умственная недостаточность

К пограничной умственной недостаточности относят легкое слабоумие находящееся на границе нормы и умственного недоразвития. Классификация пограничной умственной недостаточности по В.В. Ковалеву:

  • На приеме у врачадизонтогенетическая форма. Недостаточность формируется вследствие задержки или искажения психического развития;
  • энцефалопатическая форма. Расстройство появилось в раннем возрасте после органического поражения мозга;
  • интеллектуальная недостаточность, формируется при аномалии зрительного или слухового анализатора и обусловлено воздействием сенсорной депривации;
  • интеллектуальная недостаточность, проявившаяся на фоне педагогической запущенности и дефицита информации в раннем возрасте (социо-культурная умственная отсталость).

Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллекта 70-80 балов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

к оглавлению ↑

Дается ли при олигофрении инвалидность?

Третья группа инвалидности присваивается больным с диагнозом легкая дебильность при умеренных аффективно-волевых нарушениях и с психоподобной формой поведения. При данной форме расстройства человек не всегда способен сдерживать эмоциональные порывы, что сказывается на способности к трудовой деятельности и обучении. Также третья группа дается лицам с умеренной дебильностью, у которых ограничена способность к обучению (1 или 2 степень), к трудовой деятельности и общению.

ДокторВторая группа инвалидности дается людям с умеренной и выраженной дебильностью, у которых аффективно-волевое расстройство, а также лицам с имбецильностью. Присваивается тем, у кого способность к трудовой деятельности, общению и передвижению 2-3 степени ограничения. Такие люди могут трудиться только в специально созданных для них условиях, а общаются при помощи других лиц (близкого).

Первая группа дается людям с резко выраженной имбецильностью у которых наблюдаются двигательные нарушения, а также неврологическая симптоматика, глухота или эпилептические припадки. Также данная группа присваивается лицам с идиотией.

Если установлена умственная отсталость в легкой степени без расстройства эмоционально-волевой сферы, то группа инвалидности не присваивается.

Вы думаете, что восстановить нарушения функции памяти НЕВОЗМОЖНО?
  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость...
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении...
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей...
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации...

Именно поэтому мы рекомендуем ознакомиться с новой методикой Елены Малышевой , в которой она рассказывает об улучшении работы всех отделов головного мозга и восстановлении памяти... Читать статью...

загрузка...
Якутина Светлана
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать - поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...
Комментарии:

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии!!! Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *