Почему ухудшается память и как распознать патологию?

Нарушения памяти, то есть трудности при воспроизведении полученной информации, может возникнуть в любом возрасте. Человек может замечать, что его способность запоминать информацию снижается или же быть абсолютно уверенным в отсутствии патологии.

Причины и симптомы ухудшения памяти

Факторы, которые способны вызвать патологию, разнообразны. Это могут быть органические поражения головного мозга в результате употребления некоторых веществ или недостаточного кровоснабжения, усталость, дисфункция отдела мозга как результат травмы или развития опухоли.

Причины нарушения памяти:

  • Девушкатревожное или депрессивное состояние;
  • алкоголизм;
  • приобретенное слабоумие;
  • хронические заболевания (атеросклероз, диабет, гипертония, болезнь Паркинсона);
  • отравление;
  • травма ГМ;
  • возрастные изменения.

Причиной ухудшения памяти в детском возрасте чаще всего называют некомфортный психологический климат, депрессивное состояние, гиповитаминоз. Ребенку тяжело запомнить и воспроизвести информацию, а также могут «выпасть» некоторые события прошлого.

У взрослых проблема с памятью может развиться в результате стресса, депрессии, невроза, болезни нервной системы или сужения, закупорки сосудов, что ведет к нарушению кровоснабжения ГМ. Алкоголизм и наркомания также ведут к патологическим процессам в головном мозге. Нарушение памяти в пожилом возрасте чаще всего вызвано ухудшением метаболизма. Также память страдает от болезни Альцгеймера. При расстройстве внимания возникают и проблемы с запоминанием.

Выделяют следующие расстройства внимания:

  • Неустойчивость. Человек не может долго удерживать внимание на определенном объекте, он постоянно отвлекается. Способность к сосредоточению формируется с возрастом;
  • Девушка в синем свитереЗамедленность переключения внимания. Появляется при органических поражениях ГМ. Человек не способен переключить внимание на следующий объект, он мысленно возвращается к первому;
  • Недостаточная концентрация. Больной не концентрируется на объектах, внимание рассеивается.

Выделяют функциональные и органические нарушения. Первые появляются из-за утомления, стресса и проходят после отдыха. Вторые вызваны патологией ГМ и имеют устойчивый характер.

к оглавлению ↑

Как проявляется нарушение памяти?

Нарушение памяти может проявляться следующими симптомами:

  • Амнезией. Характеризуется частичной или абсолютной потерей памяти о прошлом, могут теряться и навыки. Развивается при кислородном голодании мозга, комы в результате травмы головы, делирии, асемическом слабоумии, болезнях Пика и Альцгеймера;
  • Мужчина у врачаГипомнезией. Человек не в состоянии запомнить точную информацию или справочные данные, например, имена, числа, термины, даты. Не способен самостоятельно вспомнить события из прошлого. Пациент помнит наиболее важные и яркие моменты своей жизни. Нарушение появляется при сосудистых заболеваниях ГМ, а также при функциональных расстройствах психики;
  • Гипермнезией. Патологическое обострение памяти. Человек подробно может припомнить события прошлого, неактуальные для настоящего. При этом способность к запоминанию информации и ее воспроизведению ослабляется. Патология встречается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, эпилептических припадках, наркотическом опьянении (опий, ЛСД, психоаналептики), изменении сознания инфекционного или психогенного происхождения, засыпании, под гипнозом;
  • Парамнезией. Больному кажется, что события, которые с ним происходят, уже были или он присваивает воспоминания (сюжет фильма, книги). Возникает при развивающейся амнезии, деменции, поражении теменно-височного отдела мозга, парноидальном синдроме, слабоумии.
к оглавлению ↑

Какие существуют виды патологии?

Выделяют два типа нарушения памяти:

  1. Модально-специфические нарушения памяти. Возникают при локальных поражениях мозга в связи с утратой сведений, полученных от одной системы чувств (определенной модальности). В результате травмы, новообразования или иного локального поражения ГМ, может нарушиться двигательная, зрительно-пространственная, акустическая, слухоречевая память. Так, при поражении затылочной области могут появиться расстройства зрительной памяти, то есть человек перестает узнавать ранее виденные предметы, а при дисфункции левой височной доли ГМ, больной перестает воспринимать устную речь.
  2. Мозг человекаМодально-неспецифические нарушения памяти. Возникают при любом поражении подкорковых структур, которые должны держать в тонусе корковые отделы ГМ. Причиной нарушения являются органические поражения в результате недостаточного кровоснабжения, интоксикации или болезни Альцгеймера.

При выявлении патологии исследуется как работает непосредственная и опосредованная память. Непосредственная память — способность воспроизвести полученный стимул сразу после его предъявления. Выделяют два вида нарушения кратковременной памяти:

  1. Корсоковский синдром. Это нарушение непосредственной памяти, при котором пациент не в состоянии запомнить события настоящего, но способен рассказать о своем прошлого. Так, больной вспоминает события из своего детства или те, что произошли довольно давно, но не может вспомнить, что он делал недавно, например, пообедал ли он. Этот синдром был описан С. С. Корсоковым, который изучал последствия тяжелых алкогольных интоксикаций. Подобное нарушение часто сочетается с «заполнением пробелов» придуманными событиями и путаницей в месте и времени действия. При изучении этого синдрома выяснилось, что он может возникнуть не только в результате алкогольной интоксикации, но и быть следствием поражения некоторых мозговых структур. Дефект при данной патологии возникает ни в способности запомнить стимул, а в невозможности его воспроизвести.
  2. Женщина у окнаПрогрессирующая амнезия. Еще одним часто диагностируемым нарушением непосредственной памяти является прогрессирующая амнезия. Больные путаются где прошлое, а где настоящее, не могут восстановить последовательность событий. Сначала они не могут запомнить текущие события, по мере прогрессирования болезни из памяти исчезают события последних лет и частично далекое прошлое. Сохраняются лишь обрывки ситуаций, пережитых очень давно, которые и воспринимаются как настоящее. Подобное нарушение возникает при психических расстройствах в преклонном возрасте в результате прогрессирующей деструкции ГМ.

Опосредованное запоминание — сохранение информации при помощи промежуточного звена. Здоровому человеку ассоциативное звено только помогает лучше запомнить информацию, а при нарушениях этот фактор является помехой.

Рисунки на листеНарушение опосредованной памяти можно выявить при помощи метода пиктограмм. Задание для испытуемого: нарисовать услышанное слово, не используя надписи. Так как одно и то же слово вызывает много ассоциаций и рисунок может много обозначать, то человек с патологическим мышлением не способен вспомнить, что он закодировал данным рисунком.

В экспериментальном исследовании памяти Б.В. Зейгарник доказала, что необходимо учитывать и мотивацию человека. Так, при незавершенном действии человек мог на 90% лучше воспроизводить требуемую информацию. Нарушение мотивационного компонента памяти характерно для больных шизофренией, астеническим синдромом, поскольку есть искажение мотивов или нарушение умственной работоспособности.

к оглавлению ↑

Диагностика нарушения памяти

При исследовании памяти используют следующие методики, которые помогают установить, есть ли нарушения:

  1. Опрос пациента

    Десять слов. Обследуемому читают 10 односложных или двусложных слов. Он должен пять раз их повторить в произвольном порядке. Ведется протокол, в котором помечается, сколько слов вспомнил испытуемый. При истощаемости мнестической функции, больной воспроизводит то больше, то меньше слов.

    Если человек смог воспроизвести больше 7 слов, то считается, что непосредственного нарушения памяти нет. Человеку не говорят запоминать слова из списка, но повторно просят их воспроизвести спустя 20-30 минут. Если человек называет 7 слов, то считается, что долговременная память не нарушена.

  2. Ассоциации. Испытуемому зачитывают 10 пар слов, между которыми несложно провести ассоциации, например, черное-белое, песок-море. Затем зачитывается первые слова из пары, а исследуемый должен называть второе. При отсутствии нарушений человек может выполнить тест после двух повторений. Данный метод помогает оценить способность к опосредованному запоминанию.
  3. Пиктограммы (по А.Л. Лурии). Испытуемый должен запомнить 15 слов для чего ему предлагается сделать «напоминалку» в виде связанного рисунка. Делать записи нельзя. Затем просят зачитать слова через 20-30 минут. Анализируется сколько слов человек смог точно воспроизвести, сколько назвал синонимов и сколько раз ошибся. Модификацией данного способа изучения памяти можно считать и методику, разработанную А. Н. Леонтьевым. Отличается она тем, что человек должен выбрать картинку с ассоциацией на данное слово.
  4. Пересказ. Испытуемый либо читает рассказ, либо воспринимает его на слух. Затем просят сюжет воспроизвести в письменной или устной форме. При анализе учитывается правильно ли запомнилась последовательность событий, произошла ли подмена событий или персонажей, что не запомнилось, что добавилось.
  5. Геометрические фигурыИсследование зрительной ретенции (по А.Л. Бентону). Тест помогает диагностировать органические заболевания ГМ. Испытуемому предъявляется 5 серий рисунков. Три серии одинаковой сложности по 10 карточек, и две по 15 карточек. Карточка с изображением геометрических фигур показывается 10 секунд, после человек рисует их на бумаге. Интерпретация проводится с использованием таблиц Бентона. Важно насколько точно испытуемый передал местоположение, размеры и форму фигур.
  6. Шкала памяти Векслера. Проводится 7 субтестов, за каждый присваиваются баллы, которые затем суммируются. Тест помогает оценить состояние кратковременной, долговременной, опосредованной и зрительной памяти, принимая во внимание возраст испытуемого. В первом тесте предлагается ответить на вопросы, личного или общественного характера. Во втором спрашивают о настоящем времени (где человек находится, сегодняшняя дата).

    В третьем задании испытуемого просят произнести алфавит, назвать числа в обратном порядке от 20 до 0, и назвать каждое третье число от 1 до 40. В четвертом тесте требуется пересказать два рассказа. В пятом нужно воспроизвести ряды цифр, расположенные произвольно, а затем назвать их в обратном порядке. Следующие задание это воспроизвести четыре фигуры (визуальная репродукция). Последний тест предлагает воспроизвести пары слов, шесть из которых легко ассоциируются, а четыре нет.

Это далеко не все методики исследования нарушений памяти, есть множество модификаций.

При исследовании специалист выбирает способ проверки памяти в зависимости от жалоб пациента и его анамнеза.

к оглавлению ↑

Лечение нарушения памяти

Нарушение мнестической функции является симптомом заболевания, поэтому необходимо выявить первопричину и устранить ее. Лечение нарушений памяти долгосрочное или проводится всю оставшуюся жизнь.

При нарушении памяти проводится лечение основного заболевания, однако, существуют препараты (ноотропы) способные улучшить метаболизм ГМ, тем самым они улучшают мыслительную деятельность. Делят лекарства на группы:

  1. ПирацетамКлассические ноотропы. Молекулярная формула схожа с медиатором гамма-аминомаслоной кислотой. Назначается для восстановления кровообращения после инсульта, при атеросклерозе или при психическом перенапряжении. Чаще назначают Пирацетам. Он выпускается в виде раствора для уколов или таблеток. Длительность терапии от трех недель. Могут вызвать сонливость, гипервозбудимость, тревожность.
  2. Субстраты энергетического обмена. В лекарстве вещества, которые помогают обеспечивать энергией клетки мозга. К таким веществам относится Глутаминовая кислота. Производится в таблетках, которые нужно пить 7-10 дней.
  3. Растительные препараты. В составе вещества, которые опосредованно улучшают метаболизм в клетках. Например, Билобил. Рекомендуется пить по одной капсуле три раза в сутки в течение трех месяцев.

Кроме медикаментозного лечения рекомендуются и мероприятия, которые помогают нормализовать и поддерживать память. К таким мерам относится:

  • Прогулки в паркеАктивный образ жизни. Прогулки, занятие спортом помогают укрепить здоровье и улучшить кровообращение;
  • Интеллектуальная активность. Получение и обработка любой информации это упражнение для памяти и внимания;
  • Социальная активность. Помогает укреплению памяти и развивает мотивационный компонент.

При обнаружении проблем с запоминанием или воспроизведением информации не стоит ждать, пока болезнь прогрессирует, и не нужно лечить недуг народными средствами, требуется сразу обратиться к терапевту, который в случае необходимости направит к узким специалистам.

Якутина Светлана
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать - поставьте оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *