Человек может успешно трудиться и получать новые знания благодаря когнитивным функциям головного мозга. У детей, особенно первого года жизни, часто наблюдается нарушение этой функции, что ставит под удар их нормальное существование. Проблема, связанная с тяжелой умственной отсталостью. Протекает тяжело, как для самого ребенка, так и для его родственников. Знание симптомов патологии позволит взрослым вовремя заметить у малыша имеющиеся отклонения и обратиться за помощью к специалисту.
Причины
Умственная отсталость чаще обнаруживается у детей до 3 лет, но в некоторых случаях диагноз ставят и в школьном возрасте.
Патология выделена в отдельную категорию – олигофрению. Проявляется в проблемах с речью, моторикой, социальной адаптацией и способностям к получению новых знаний и навыков.
Заболевание чаще носит непрогредиентный характер, то есть не развивается с течением времени. Но иногда, при отсутствии лечебных мероприятий, патология прогрессирует. На фоне недуга могут проявляться и другие психологические расстройства. Пациенты с диагнозом тяжелой умственной отсталости имеют сходные черты с людьми, имеющими синдром Дауна или аутизма.
Причины, которые могут привести к возникновению патологии, до сих пор изучены не до конца. Факторы, провоцирующие возникновение патологии, подразделяют на внешние и внутренние или на эндогенные и экзогенные. К причинам возникновения патологии относят:
- Тяжелые отравления женщины в период вынашивания плода. Состояние чаще отмечается при бесконтрольном приеме лекарственных препаратов. Это влияет на формирование и развитие плода.
- Перенесенные инфекционные заболевания в период беременности. К ним относится – ветрянка, грипп, скарлатина и т.д.
- Дистрофия у беременной женщины. Нарушенный метаболизм в тканях и органах будущей мамы сказывается на умственном развитии малыша.
- Травмирование плода во время родов или беременности. Ребенок может получить повреждения во время прохождения по родовым путям или при использовании щипцов.
- Заражение паразитами внутриутробно. К таким заболеваниям относят токсоплазмоз, передающийся от беременной к плоду. Сама беременная инфицируется паразитом от домашних (собаки, кошки, куры) или диких (зайцы, грызуны) животных.
Наследственный фактор. Относится к эндогенным факторам, вызывающим развитие тяжелой умственной отсталости. Наследственность проявляется при несовместимости резус — факторов крови женщины и ребенка, а также при нарушении хромосомного ряда.
- Воспаление оболочек мозга и его структур, например, менингит. В запущенных формах инфекционная патология становится причиной умственной отсталости среди маленьких детей.
- Нарушение белкового обмена в организме.
Патология может развиться на фоне:
- неблагоприятной экологической обстановки;
- повышенного уровня радиации;
- приема наркотиков или спиртосодержащих напитков родителями;
- низкого уровня достатка.
В последнем случае больной не дополучает необходимых микроэлементов с пищей.
к оглавлению ↑Классификация заболевания
При умственной отсталости у детей страдают не только когнитивные, но и психологические функции головного мозга. Поэтому больному трудно находиться в организованных коллективах. Легкие степени патологии сложно диагностировать до годовалого возраста, поскольку в это время ребенок еще не умеет разговаривать и анализировать информацию.
Степени патологии принято классифицировать в зависимости от уровня интеллекта ребенка (IQ). Результаты оценки интеллекта расшифровывают следующим образом:
Дебильность (IQ 50-70) – легкая степень отклонения. Пациента можно научить простым физическим навыкам – чтению, письму, ремесленному делу.
- Имбецильность (IQ 35-49) – средняя степень умственного дефекта. Больного возможно обучить только навыкам самообслуживания – питаться, одеваться и т.д.
- Идиотия (IQ 0-34) – тяжелая степень патологии. Детей невозможно обучить навыкам и способностям самообслуживания. Они не способны самостоятельно питаться или ходить.
Вместе с уровнем интеллекта определяется тип его поведения и наличие сопутствующих психологических нарушений. У детей с тяжелой формой заболевания отмечают нарушения:
- Слабые темпы развития. Подросток имеет развитие уровня 3-5 летнего малыша. Дети с умственной отсталостью начинают ходить, говорить, держать головку намного позже здоровых сверстников.
- Проблемы с речевыми навыками. Речь больных детей имеет множество дефектов и, как правило, состоит из 15-20 слов. Они в основном пользуются жестами для выражения своих потребностей. Словами они пользуются редко и чаще всего неосознанно.
- Моторная неловкость. Дети с тяжелой формой заболевания не способны выполнять действия. Связанные с координацией движения: собирание мозаики, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
Хаотичное мышление. При достаточном усердии больные могут распознавать знакомые элементы на рисунках, а при длительном обучении – группировать похожие по смыслу картинки (животные, растения, одежда). Однако различить предметы по форме, размеру или цвету ребенок с тяжелыми умственными дефектами не сможет. То же самое касается составления рассказа по сюжетной картинке.
- Отсутствие логической памяти и резкое снижение механической.
- Нестабильность эмоционального состояния. Умственно отсталые дети резко меняют свое поведение.
Все желания больных идиотией связаны с удовлетворением естественных потребностей. В поведении детей с тяжелой умственной отсталостью прослеживается заторможенность, вялость или неконтролируемая двигательная активность.
Идиотия подразделяется еще на 3 группы:
полная или глубокая;
- типичная;
- речевая.
При полной идиотии у человека отсутствуют практически все желания, нарушены функции восприятия окружающего мира. По поведению они похожи на животных: громко кричат, неадекватно реагируют на внешние раздражители, не могут обслужить себя сами.
При типичной форме заболевания инстинкты больных более выражены. О своих желаниях или дискомфортном состоянии они могут сообщать при помощи жестов или звуков. При этом речевые навыки отсутствуют полностью.
Речевые идиоты способны реагировать на внешние раздражители и произносить отдельные звуки. Навыки к познавательной деятельности отсутствуют.
к оглавлению ↑Программы для детей
Программа для детей с тяжелой умственной отсталостью разрабатывается специалистами нескольких профилей – преподавателями, неврологами, психологам, педиатрами. В лечении детей участвуют также ортопеды, логопеды и физиотерапевты.
Основная цель терапии – обучить пациентов элементарным навыкам самообслуживания и помочь адаптироваться к окружающей среде. Для этого создано множество специализированных центров, в которых обучение детей ведется по упрощенной схеме. Реабилитация проходит с помощью оборудования для стимуляции нервных волокон, профессиональных массажистов и кинезиотерапевтов. Благодаря этим мероприятиям увеличивается шанс научить ребенка необходимым навыкам.
Подростков также обучают в специализированных центрах. Основная цель учебных программ – научить пациента ориентироваться во времени и пространстве, а также самостоятельно выполнять элементарные действия – посещать туалет, выполнять простую работу за компьютером.
Люди со средней или легкой степенью слабоумия способны обслуживать себя и трудиться на работе, не требующей интеллектуальных способностей.
Из-за функциональных нарушений в головном мозге продолжительность жизни таких пациентов снижается. Однако постоянный контроль у специалистов, своевременные медицинские мероприятия способны улучшить прогноз выживаемости для детей с любой степенью умственной отсталости. Малыши с тяжелыми формами патологии, как правило, всю жизнь нуждаются в посторонней помощи. Чем выраженнее симптомы заболевания, тем выше риск летального исхода.
к оглавлению ↑Терапия
Лечение умственно отсталых детей будет успешным только при комплексном воздействии, то есть не только с индивидуальным подходом к обучению необходимо сочетать прием медикаментозных средств. Для коррекции патологического состояния детям приписываются ноотропы – Пирацетам, Аминалон, Пантогам. Цель приема ноотропных препаратов – ускорить метаболизм в клетках головного мозга. С этой же целью больным назначают витамины группы В и аминокислоты.
При нарушенном поведении больному рекомендован прием транквилизаторов или нейролептиков. Дозировку и схему лечения препаратами данной группы определяет врач-психиатр. Вместо медикаментозных препаратов, например, ноотропов можно использовать лекарственные средства натурального происхождения – китайский лимонник, настойку женьшеня. Растения активируют работу нервной системы. Однако стимулирующие средства в некоторых случаях провоцируют психозы. Поэтому прием средств народной медицины возможен только после консультации с врачами.
Снизить риск рождения ребенка с тяжелым умственным отклонением позволяют консультации семейных пар у генетика. Если есть риск рождения больного малыша, то парам рекомендуется пройти пренатальное тестирование, включающее в себя:
- ультразвуковое исследование;
- амниоцентез;
- изучение в сыворотки крови матери фетопротеина.
Амниоцентез позволяет выявить генетические и метаболические аномалии у плода. Данный анализ в обязательном порядке назначается всем беременным женщинам, чей возраст старше 35 лет.
Благодаря вакцине от краснухи, вошедшей в график национальных прививок, удалось устранить одну из причин тяжелой умственной патологии. В настоящее время активно разрабатывается прививка от цитомегаловирусной инфекции, которая в некоторых случаях также приводит к слабоумию.
Тяжелая умственная отсталость – неизлечимый диагноз. Дети и взрослые с таким заболевание всю жизнь нуждаются в сторонней помощи, поскольку не могут полностью справляться с навыками самообслуживания, как люди с легкой и средней степенью заболевания. Выделяют несколько форм слабоумия: полную, речевую и типичную. В первом случае больные не поддаются обучению и не могут выражать свои желания при помощи мимики и жестов, а продолжительность их жизнь намного меньше, чем у здоровых людей.
