Амнезия характеризуется полной или частичной потерей памяти, то есть неспособностью запоминать какую-либо информацию. Такая патология чаще случается у старшего поколения и людей с алкогольной зависимостью. Но также бывают случаи провалов памяти у детей, и причины этому могут быть разные. Многие люди задаются вопросом, — к какому врачу обратиться при ухудшении памяти, как восстановить ее и какое проводить лечение?
Причины и симптомы
Причины утраты памяти подразделяются на два вида: физиологические и психологические. К первому типу относят следующие факторы:
серьезные черепно-мозговые травмы, вызванные сильным ударом по голове, дорожно-транспортными происшествиями, падением с высокого расстояния;
- последствия инсульта, менингита, заболевания щитовидной железы;
- вирус иммунодефицита человека;
- отравление организма спиртосодержащими напитками, наркотическими веществами, лекарственными препаратами, тяжелыми металлами, угарным газом;
- опухолевые образования мозга;
- последствия, возникшие после воспаления мозга головы (энцефалита);
- недостаточное поступление витамина В1 в организм, которое провоцируется злоупотреблением алкоголя;
- патология кровообращения головного мозга хронической формы, и как следствие переход ее в слабоумие, которое проявляется плаксивостью, нарушением памяти, трудностями в бытовых ситуациях;
- болезнь Альцгеймера.
Также образоваться может потеря памяти после наркоза. Такое явление встречается часто, и может проходить самостоятельно через определенный промежуток времени.
К психологическим причинам относят:
сильное и внезапное потрясение (авиакатастрофа, потеря близких);
- ежедневные стрессы;
- излишняя задумчивость;
- недостаток внимания.
У старшего поколения образуется старческая утрата памяти, которая наступает не только вследствие возрастных изменений, но и из-за ведущего образа жизни. Причинами амнезии у пожилых людей могут быть травмы головы, нарушения обмена веществ, интоксикация, инфекционные заболевания и патологии мозга.
Плохая память у молодых людей и детей чаще всего возникает на фоне стрессовых ситуаций, недосыпаний, врожденной умственной отсталости, внутриутробных патологических процессов и их лечения в период беременности.
Все симптомы утраты памяти зависят от степени и формы заболевания. Выражаются они в следующем:
Утеря памяти на какой-то временной отрезок. Стирается из памяти период жизни до болезни или перенесенной травмы (ретроградная амнезия), после болезни или повреждения мозга головы (антероградная амнезия) и в момент нарушения сознания, либо в самый пик болезни (конградная амнезия), возникающей, например, при высокой температуре тела, вызвавшей утрату сознательного состояния.
- Плохое запоминание событий, произошедших недавно. К примеру, человек не может запомнить имя своего врача, и часто спрашивает, как звать его, несмотря на то, что ему только что озвучили это.
- Конфабуляции. Данные симптомы проявляются ложными воспоминаниями, когда человек, утративший память, пытается наполнить ими период, в котором не может вспомнить какие-либо события.
При обнаружении первых признаков потери памяти стоит обратиться к врачу, который проведя специальную диагностику назначить комплексное лечение.
к оглавлению ↑Терапия утраты памяти и методы тренировки мозга
Во время лечения такой патологии назначают препараты, которые улучшают питание мозга (нейротрофики, ноотропные вещества), кровообращение (вазоактивные средства, ангиагреганты), курс витамина В1, в случае его недостатка в организме.
Необходимо прекратить прием или снизить рекомендуемую дозу лекарств, которые способствуют ухудшению памяти. К таким относят – антидепрессанты и нейролептики. Для восстановления и тренировки памяти применяют различные эффективные методы и упражнения, с помощью которых она улучшается.
Тренировать мозг и память нужно не только тем людям, у которых имеются с ней проблемы, это будет полезно делать в любом возрасте. Эффективным методом по запоминанию какой-либо информации считается метод лоскутов («дворец памяти»). Рекомендуется его применять для восстановления кратковременной памяти. Суть такого способа заключается в запоминании новых предметов в знакомой обстановке. Его результативность заключается в том, что у многих людей хорошо развита визуализация и пространственная память.
К примеру, перед походом в супермаркет можно запомнить ряд продуктов, которые нужно будет купить. Так как все что находится в кухне хорошо знакомо, и необходимо купить яйца, то мысленно пройдя в эту комнату, взглянув на корзину с яблоками представить, что там сидит курица и высиживает свое потомство. И уже в магазине, можно будет в уме перенестись в знакомое место и вспомнить корзину с яблоками и лежащие в ней свежие яйца. Также можно вообразить, что бумажные салфетки испачканы кетчупом, и вспомнив про них, автоматически вспомнится такой соус.
Результативность такой методики объясняется сильной взаимосвязью между центром пространственного мышления и визуальным центром мозга, при неизменной его структуре. Происходит визуализация знакомых пространств и заполнение их объектами воображения.
К иным мнемоническим приемам относят использование:
Визуализации. Представить горло, чтобы вспомнить, что назначена консультация у терапевта.
- Стишков. Чтобы запомнить имя, его можно срифмовать, например, «Машка — очаровашка».
- Акронимов. Например, словосочетание – собирать урожай, запоминается как СУ.
- Дробление. В этом случае информация делиться на небольшие части. К примеру, необходимые числа можно запомнить в виде номера телефона.
Существует и другие занятия и упражнения такого метода, улучшающие память. По последним исследовательским данным человеческий мозг очень пластичен, он может устанавливать новые связи весь жизненный цикл.
Если принимать активное участие в понравившемся общественном деле, углубиться в какое-либо увлечение, заниматься рукоделием, к примеру, лоскутным шитьем, то хорошая память сохранится и в старшем возрасте.
К полезному времяпрепровождению относят следующее:
Изучение иностранного языка. Это занятие способствует повышению нейронных связей и отлично тренирует мозг.
- Медитацию. По некоторым данным установлено, что такие упражнения изменяют структура мозга в лучшую сторону, развивают концентрацию.
- Произведения Моцарта. Прослушивание классических работ способствует повышению интеллектуальным способностям, срабатывает «эффект Моцарта».
- Ароматерапию с маслом розмарина и перечной мяты. По итогам некоторых экспериментов установлено, что вдыхание такого масла улучшает запоминание каких-либо моментов. Мята развивает концентрацию и память.
- Развлечения, вызывающе смех. Когда человек смеется, гормон стресса в его организме снижается. Смех усиливает кровоток, который поднимает эмоциональный настрой, изменяет активность мозговых волн, способствующих развитию памяти.
Тренировка памяти такими несложными занятиями положительно скажется на человеческом организме в целом.
к оглавлению ↑Методы, способствующие развитию интеллекта
Для формирования нейронных связей и активизации роста новых клеток мозга помогут разнообразные игры и головоломки. Такие способы для тренировки мозга подойдут взрослым и детям. Ниже представлены некоторые ресурсы, которые в этом помогут:
Сборник головоломок. Для формирования новых клеток мозга Ненси Линд разработала книгу «399 игр, головоломок и викторин». Каждое упражнение подобрано так, чтобы мышление отличалось от привычного, упор сделан на развитие логики и внимания.
- Brain HQ. Это специально разработанная программа, которая способствует развитию многих навыков, например, улучшению запоминания, толковании прочитанного и др. Ее создатель Майкл Мерзенич – доктор философских наук, руководитель исследования пластичности человеческого мозга (нейропластичности).
- Lumosity. Это приложение, которое включает в себя более 60 познавательных и развивающих игр, направленных на совершенствование памяти, внимания и т.д.
- Етта. Это игра с картами, которая подразумевает стратегическое и логическое мышление. Так как в ней должны играть два и более участников, то с помощью нее улучшается свое понимание пространственного соотношения.
Помимо логических заданий, натренировать память помогут физические упражнения. Этому свидетельствуют проведенные различные исследования и эксперименты. Физические упражнения не допускают понижение умственных способностей с возрастом, они сохраняют белое и серое вещество в отделах головного мозга, предупреждая нарушения памяти и концентрации.
По некоторых исследовательским работам установлено, что потренировавшись через 4 часа после запоминания новой информации, этот материал остается в голове на долгое время. Точная причина этого явления не выявлена, но имеются предположения, что это связано с выбросом дофамина, который является химическим соединением в человеческом организме, сохраняющим и улучшающим память.
Перечисленные методы тренировки памяти очень эффективны. Для достижения наилучшего результата нужно выполнять их регулярно. Начинать тренировать свою память рекомендуется уже с детского возраста. За консультацией по поводу лечения данной патологии нужно обращаться к специалистам.
