Расстройство речи – это состояние, при котором человек испытывает трудности в процессе формирования звуков и предложений, необходимых для общения с окружающими. Обнаружив отклонения в развитии речи в раннем возрасте, можно эффективно скорректировать нарушения и не допустить осложнений в будущем.
Разновидности речевых расстройств у детей
Оценивая развитие ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Речевые расстройства характеризуются невозможностью ребенка произносить различные звуки и слоги, языковые расстройства проявляются в неспособности формировать предложения, выражать мысли и др.
Языковые нарушения у детей выражаются в:
расстройствах экспрессивной речи;
- расстройствах рецептивной речи.
Первый вид нарушения характеризуется проблемами в выражении своих мыслей окружающим. Расстройство рецептивной речи характеризуется трудностями в понимании и восприятии разговора, поступающего от других. Некоторые дети имеют только расстройство экспрессивной речи, другие – смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство речи. Дети с такими нарушениями обычно не имеют проблем со слухом или произношением слов. Без лечения, проблема будет только усугубляться и может привести к эмоциональным проблемам и трудностям в учебе.
Если говорить о речевых расстройствах, то классифицируют следующие виды нарушений:
- нарушения разговорной речи;
- нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
К тяжелым нарушениям разговорной речи можно отнести:
- нарушение артикуляции (дизартрия);
- алалия;
- заикание;
- дислалия.
Нарушение артикуляции (дизартрия) характеризуется дефектами в говорении и происходит из-за повреждения или недоразвития речевого аппарата.
Алалия проявляется полным или частичным отсутствием речи, возникает из-за нарушений функций отделов мозга, отвечающих за речевые функции. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. Разграничивают моторную (невозможность говорить) и сенсорную (невозможность понять разговор) алалию.
Заикание – это расстройство нервной системы, отличительной чертой которого является прерывание речи, нарушение ее ритма, повторение или протяжность отдельных слогов.
Дислалия характеризуется дефектами в выговаривании звуков при здоровом слухе и артикуляции. Звуки могут искажаться, смешиваться и замещаться. Данное нарушение затрудняет процесс освоения основ правописания и чтения в дальнейшем, и может привести к развитию нарушений в правописании, дислексии и дисграфии.
Дислексия (алексия) – неспособность в освоении навыков чтения. Часто ребенок с данным расстройством испытывает трудности при формировании звуков и букв и соединении их в одно слово. Учитывая эти факторы, дети с дислексией часто также имеют трудности в освоении базовых навыков, таких как, письмо, орфография, разговорная речь, и математика.
Дисграфия – неспособность к обучению, которое выражается в трудностях написать буквы или цифры, или поставить их в правильном порядке. Это проблема нервной системы, которая влияет на мелкую моторику, необходимую для освоения навыков письма.
Дискалькулия – неспособность к освоению математических основ, часто является самостоятельным симптомом, а не следствием других нарушений. Дети с таким расстройством могут теряться при подсчетах, продолжать считать на пальцах, в то время как их сверстники перестают так делать. Также ребенок может впадать в панику при мысли о математике.
Дискалькулия у детей школьного возраста может вызывать трудности в:
- оценке большего или меньшего среди двух чисел;
- освоении основ математики, таких как: сложение, вычитание, умножение;
- освоении дробей;
- понимании графиков, диаграмм;
- подсчете денег;
- запоминании телефонных номеров или почтовых индексов;
- определении времени.
Причины нарушений речи
Речь является одним из основных способов общения. Она развивается естественно, наряду с другими признаками нормального роста.
Нарушения речи у детей может быть как приобретенной, так и врожденной. Приобретенные языковые расстройства такие как, афазия, появляются в результате неврологических заболеваний или травм.
Причины нарушения речи у детей могут быть следующие:
Внутриутробные патологии. В 1 триместре беременности происходит формирование нервной трубки плода, именно этот период очень критичен для будущего малыша. По статистике, у женщин, принимавших фолиевую кислоту в период вынашивания, ребенок реже имеет проблемы с речью.
- Наследственный фактор. Особенности строения и изменения в структуре или форме органов речевого аппарата (языка, губ, зубов и т.д). Эти изменения могут включать неправильный прикус, расщелины неба, короткую уздечку языка.
- Родовые травмы, следствием которых может стать такая патология, как ДЦП. Причиной отклонений и задержки в развитии ребенка могут быть преждевременные роды, когда малыш рождается весом менее 1,500 кг. Обвитие пуповиной, асфиксия (нарушение дыхания из-за недостатка кислорода), стимуляция родов также может приводить к некоторым последствиям в виде нарушений речевых функций.
- Голосовые расстройства. Могут быть вызваны ситуациями, когда воздух проходит из легких через голосовые связки, а затем через глотку, нос, рот и губы. Могут быть вызваны различными заболеваниями первых лет жизни.
- Неграмотная речь в семье, недостаток общения.
- Расстройства аутистического спектра.
к оглавлению ↑Аутизм характеризуется отсутствием взаимодействия с внешним миром, может проявиться у ребенка в возрасте после 2-х лет.
Симптоматика заболеваний
Симптоматика речевых проблем у детей довольно разнообразна, в зависимости от расстройства.
Но имеются некоторые схожие признаки, такие как:
- задержка развития речи;
- неразвитость мелкой моторики;
- частое употребление междометий;
- проблемы в изучении новых слов;
- неспособность придать смысл предложениям, при возможности правильного произношения слов и звуков;
- ограниченное разнообразие структур предложений при разговоре;
- частые ошибки в словах;
- многократное повторение слов.
Виды расстройства | Симптомы |
---|---|
Дизартрия |
Из-за недоразвития речевого аппарата, у ребенка могут возникнуть трудности при жевании и глотании. |
Алалия |
|
Заикание |
|
Дислалия |
|
Процесс развития речи
Дети с расстройствами речи часто начинают говорить позже, чем их сверстники. Эта задержка речи не связана с уровнем их интеллекта. Как правило, они имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Хотя говорить о нарушениях речи у детей дошкольного возраста можно после достижения ребенком 2-летнего возраста, специалисты все же утверждают, что их можно заметить практически с первых дней жизни.
Процесс развития речи у ребенка можно условно разделить на группы:
- доречевой период;
- период речевого восприятия;
- период активного применения слов.
Доречевой период.
Этапы развития | Возраст | Характеристика развития |
---|---|---|
Начальный этап | До 2-х месяцев | Основным показателем правильного развития является крик ребенка, который малыш использует для демонстрации эмоций и болевых ощущений. В 1,6 месяцев, малыш должен следить взглядом за предметами и оборачивать голову в сторону источника звука. |
Второй этап | До 3-го месяца | Малыш гулит, произносит некоторые гласные звуки, сочетания гласных и согласных. |
Третий этап | До 5-го месяца | Активно реагирует на звуки, длительно всматривается в предметы. Свои звуки произносит более протяжно, прислушивается, воспринимая на слух. |
Четвертый этап | С 5-ти до 9-ти месяцев | Издает лепет. Произносит сочетание гласных и согласных в виде коротких слов (па-па, ма-ма). |
С 9-ти месяцев начинается период восприятия речи. До 1-го года жизни у ребенка формируется свой собственный словарный запас. В основном, малыш использует слова с одинаковыми слогами (ба-ба, дя-дя, ма-ма и т.д.) Издает звуки животных. Из-за незрелости слухового восприятия и артикуляции, малыш не в состоянии повторить более сложные слова и может путать слоги.
Период активного применения слов начинается после второго года жизни ребенка. В этот период словарный запас малыша должен насчитывать около 300 слов. В период с 2 до 3 лет он начинает говорить предложениями, называет животных, бытовые объекты и предметы обихода. В речи использует наречия, местоимения, предлоги, склоняет слова в числах и падежах. В возрасте с 4 до 5-ти лет произносит звуки правильно, особенно «р», «л», обогащается словарный запас.
к оглавлению ↑Отличительные характеристики детей с нарушением речи
В основном, причины проблем с речью кроются в неправильной работе центральной нервной системы. Поэтому существуют некоторые особенности детей с нарушением речи, которые являются следствием специфической манеры поведения. Обычно, такие дети эмоционально неустойчивы, излишне агрессивны, раздражительны, беспокойны. Могут наблюдаться проблемы с физическим здоровьем, которые проявляются в частых головных болях, головокружении, тошноте.
Дети с расстройствами речи быстро устают, плохо переносят духоту и катание на каруселях. У них может наблюдаться некоторая неуклюжесть, нарушение равновесия.
Особенности детей школьного возраста с нарушениями речи выражаются в невнимательности, рассеянности, низкой умственной способности.
к оглавлению ↑Исправление детских речевых проблем
При нарушении развития речи у детей, следует обращаться за медицинской консультацией. Важно это сделать как можно раньше, до того, как ребенок пойдет в школу. Так как языковые расстройства могут негативно влиять на детей в ряде направлений, как социальных, так и академических. А также от того, насколько рано начато лечение, зависит эффективность проводимых мероприятий.
Только комплексная диагностика, которая включает в себя осмотр у отоларинголога, невропатолога, детского психолога и логопеда, поможет выявить отклонения в речевом развитии и скорректировать нарушения. Осмотр у лора поможет выявить или исключить патологии органов речи.
Невропатолог определит, есть ли у малыша нарушения в органах центральной нервной системы. Детский психолог определит способности к мышлению у ребенка, уровень интеллекта. Логопед проводит окончательную диагностику и основную работу по корректировке речи.
Важен комплексный подход в лечении, слаженная работа специалистов и активное участие родителей. Нередко работа с логопедом, психологом, невропатологом дополняется применением медикаментозного лечения в виде использования ноотропов. Ноотропы – лекарственные препараты, которые оказывают влияние на психические функции мозга. Они улучшают память, интеллектуальные способности, таким образом, благотворно влияют на процесс обучения. Побочные действия от этих препаратов наблюдаются крайне редко.
Для предотвращения многих проблем с речью у детей, важно проводить профилактику разговорных расстройств у ребенка. Необходимо как можно больше общаться с малышом, начиная с первых дней жизни, устанавливать зрительный контакт. Слова нужно проговаривать четко и правильно, с многократным повторением. Важно развивать мелкую моторику, используя игры с пазлами, лепкой, конструктором.
