Инсульт — самая распространенная причина смертности среди людей пожилого возраста.
Инсульт делится на 2 типа: ишемический и геморрагический. При ишемическом инсульте происходит закупорка сосудов. Способствуют этому тромбы, сужения или спазмы сосудов, атеросклероз. Геморрагический инсульт характеризуется кровоизлиянием в мозг.
Как ишемический инсульт, так и геморрагический, таят в себе много опасностей. Атака может повлиять на работу всего организма и дать дополнительную нагрузку на сердце.
Наиболее распространенные причины появления инсульта:
слабые сосуды;
- повышенное артериальное давление;
- сахарный диабет.
Для того, чтобы быстрее прийти в норму, необходимо как можно раньше начать восстановительный процесс, включающий в себя тренировку физического и психического состояния. Одной из самых трудных проблем считается потеря речи. Она может быть частичной, но довольно часто наблюдается и полное отсутствие речи.
Восстановление речи после инсульта – долгий и тяжелый процесс, который нужно пройти вместе с больным. Очень важно не упустить время и начать лечение с первой недели после инсульта.
Логопедическая помощь обязательна, так как только опытный врач сможет грамотно организовать программу занятий и подобрать упражнения, конкретно под каждого пациента.
Какие речевые нарушения бывают?
Прежде чем начать лечение, необходимо определить вид речевого нарушения. Чаще всего у больных наблюдается афазия — отсутствие речи, вследствие нарушения функции определенной зоны коры головного мозга. Такое состояние проявляется в первые дни у каждого больного.
Показателем улучшения состояния можно считать следующую стадию – моторную афазию, которая приходит на смену тотальной афазии. Признаками ее проявления считаются: произношение отдельных звуков, попытки выразить желания эмоционально, понимание речи окружающих.
Такой вид афазии говорит о нарушении в речевом и двигательном центре Брока, который находится в нижнем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). При работе профессионального логопеда на данном этапе, могут наблюдаться улучшения в виде произношения отдельных слов и звуков. Отлично подойдут занятия с применением скороговорок. Упражнения должны быть акцентированы на произношение коротких слов.
Нарушения могут быть в виде следующих афазий:
- Семантическая афазия. Отличается от остальных тем, что больной понимает короткие фразы, предложения, иногда может произносить звуки, но большие и сложные обороты воспринимаются, как иностранная речь.
-
Сенсорная афазия. При таком виде афазии речь после инсульта может быть как сохранена, так и нарушена (но никогда не пропадает полностью). При этом больной не понимает людей, вследствие поражения центра Вернике, который отвечает за звуковой анализ речи. Центр Вернике расположен в височной доле коры левого полушария (у правшей).
Так как больной не понимает звуковые сигналы, то и не может понять смысла слов. Для больного посторонняя речь будет звучать, как иностранная. При таком положении, лечение проводить крайне трудно и требуется много терпения. Речь больного может представлять собой набор гласных букв, коротких слов, но чаще всего – это звуки, напоминающие мычание.
- Амнестическая афазия. У больных данная афазия отличается тем, что речь после инсульта может носить непредсказуемый характер: путаются названия предметов, а также действий.
Иногда к амнестической афазии могут добавиться отклонения в речи следующего характера:
диалогические — характеризуются нарушением у больного связи между заданным вопросом и ответом;
- повторные — характеризуются повторением услышанных слов или звуков;
- спонтанные – характеризуются произношением слов (а иногда и целых фраз, предложений), не относящихся к происходящему.
Так как больному сложно выбрать правильное название предмета из существующего у него запаса слов, то логопеду необходимо проводить лечение с использованием картинок-подсказок. Начинать можно с самых простых, бытовых слов. Скороговорки тоже можно применять, но не сложные по смыслу.
к оглавлению ↑Проведение работы логопеда
К занятиям с логопедом необходимо приступать, только после тщательного обследования пациента, а также консультации с лечащим врачом. Как показала практика, 30% всех больных, выполнявших артикуляционные упражнения, практически полностью восстанавливают речь. В некоторых случаях больные, постоянно наблюдающиеся и пользующиеся рекомендациями опытных врачей, могут быстрее справиться с нарушениями речи.
Если по каким-либо причинам не была оказана своевременная помощь больному, то следует обратиться к логопеду-афазиологу. Данный специалист знает ряд упражнений для восстановления именно на поздних этапах.
Также на этом этапе хорошо помогают скороговорки. Упражнения с логопедом в первую очередь нацелены на улучшение воспроизведения звуков, букв, путем разработки речевого центра.
Для восстановления речи, применяются следующие методы:
Как правило, больному трудно выговаривать согласные буквы, поэтому упор нужно делать на произношение гласных: а, о или у. Для этого, логопед четко произносит букву, при этом, активно используя мимику. Звуки и буквы следует медленно протягивать и не торопиться.
- Чтобы помочь больному лучше изъясняться, можно совмещать проговаривание звуков с подкреплением конкретных действий. Например: при звуке «а», врач дотрагивается до рта, тем самым, показывая, что хотите есть. Если проводить такие упражнения постоянно, то проблем с пониманием друг друга, у Вас не будет.
- Если больной с трудом произносит буквы, то можно провести гимнастику языка и губ. Для этого, врач показывает на своем примере следующие упражнения:
необходимо высунуть язык, как можно дальше, потом скрутить его в трубочку;
- следует загнуть язык к корню в ротовой полости;
- можно попробовать достать языком до кончика носа;
- следует сделать губами «воздушный поцелуй».
- Бывает такое, что у больного частично сохранена зрительная память, и периодически ему трудно вспомнить буквы. Отличным способом решения такой проблемы, будет распечатка слов, букв на больших листах, для наглядного примера. Постоянная тренировка зрительной памяти, улучшит произношение букв.
Методы восстановления в домашних условиях
Для начала проверяют, насколько пациент восприимчив к речи, понимает стандартные жизненные ситуации и фразы. Ведется наблюдение за реакцией на раздражители, например: музыка, звуки, голос.
Правильно организовывать план лечения – это крайне важно, так как работу нужно начинать с легких упражнений и постепенно усложнять задания. И помните, что для каждого человека нагрузка должна быть разной.
Каждый обладает рядом особенностей, и что подходит одному пациенту, может не подойти другому.
Ниже приведены способы, которые рекомендуются в качестве дополнительного лечения:
На первом занятии можно использовать предметы, которые для пациента что-то значат или он в них часто нуждается. Необходимо связать эмоциональный и смысловой подтекст предмета, слова или фразы. Необходимо создавать ситуации диалога, что бы скорее разработать речевую функцию.
- Отличным способом для улучшения настроения больного, может служить музыка. Любимые песни и фильмы помогут человеку быстрее адаптироваться в социуме, вспомнить отдельные фразы и произносить звуки.Удовольствие, получаемое от прослушивания музыки, поднимает настроение больному и благотворно влияет на выздоровление.
- Пение также способствует быстрому восстановлению речи. Занятия проходят интереснее, когда пациент самостоятельно произносит слова песен. Сначала произношение будет нечетким, но результат появляется уже после месяца занятий.
Хорошим способом для лечения больных с сенсорной афазией является рисование. Больному показывают простую картинку, и если позволяет здоровье, то он должен попробовать нарисовать изображение сам. Подойдут также раскраски по точкам, где необходимо соединять линии, что бы образовалась картинка. Все происходящее должно комментироваться с положительной стороны. В домашних условиях можно проводить небольшую гимнастику рук, для улучшения моторики кончиков пальцев.
Анализируя успехи в работе с больными уже через пару месяцев можно прогнозировать этапы выздоровления и если необходимо, то увеличивать время занятий и их частоту.
Некоторые считают, что человеку, перенесшему инсульт, для быстрого восстановления необходимо постоянно слушать человеческую речь: телевизор, радо и т.д. Лучше всего ориентироваться на желания самого больного. Если это пожилой человек, то посторонний шум может его утомлять и раздражать.
к оглавлению ↑Специальные упражнения и лечебная гимнастика
Для того, чтобы не навредить больному, лучше всего посоветоваться с логопедом и детально обговорить все аспекты лечения. Главное – не перегрузить болеющего, и как можно чаще на занятиях делать мини-перерывы. Гимнастика должна проходить в плавном темпе, без резких движений.
Лучше всего сгибать и разгибать колени, локти, поднимать и опускать ноги. Делать простые движения, но с повторениями. Лучше избегать сложных упражнений, чтобы не навредить пациенту. В домашних условиях делать гимнастику проще и интереснее, если включить ритмичную музыку и делать все упражнения вместе с больным.
Оптимистический настрой – главный аспект, который поможет Вам и болеющему пережить сложный момент в Вашей жизни. Внимательно следите за своей речью, потому как сказанное ненароком слово, может обидеть больного и навредить его психологическому состоянию.
Самое важное – это Ваша забота, любовь и терпение. Ишемический инсульт пережить трудно, но постарайтесь приложить максимальное количество усилий, чтобы родной для Вас человек снова почувствовал радость к жизни!
